Payday loans

Как выбрать профессию

Как выбрать профессию
Схема решения задачи о выборе профессии (Е.А.Климов)

Процесс решения задачи о выборе включает пять операций (совокупность действий):
1-я операция – составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии; 
2-я операция – выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши головы, знания, руки, молодой задор; 
3-я операция – использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др. 
4-я операция – сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей; 
5-я операция – сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи, представителями изучаемой профессии. 
Но окончательное решение принимать самому. 

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ 
Можно выделить две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессионального самоопределения. 
Неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора:
1) Отношение к выбору профессии по модели преуспевающего специалиста. Учащиеся часто, выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию. Педагогу важно довести до сознания учеников, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий, и, потому, естественно начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить учеников не на конкретную профессию, а на суть профессионального становления. 
2)  Низкий социальный статус профессии проявляется в том, что ряд профессий, важных для общества, считаются недостойными, неприятными. 
3) Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Только познав свои способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о профессии, следует лично сделать выбор. 
4). Перенос отношения к человеку-профессионалу иной профессии – на самое профессию. Необходимо нацелить подростков, что, прежде всего, надо учитывать специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к конкретному представителю той или иной профессии. 
5). Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Важно научить ученика проникать за зримые явления ( или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, вскрывать ( усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно обрести веские доводы «за» и «против» при выборе именно этой профессии. 
Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора: 
6)  Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). За каждым учебным предметом стоит не одна, а много самых различных профессий; одни из них непосредственно связаны с учебной дисциплиной, другие менее тесно, и на это необходимо обратить внимание учеников. 
7) Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных линий, станков с числовым программным управлением приводит к тому, что меняется характер труда во многих профессиях. За старым названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы школьники знали именно о современном облике профессии, ее технической эволюции. 
8) Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Практически все выпускники учреждений интернатного типа имеют выраженные медицинские противопоказания. Медицинские противопоказания часто имеют системный характер. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой, социальной незрелостью многие выпускники ориентируются на получение профессии в учебном заведении начального профессионального образования, для поступления в которые идет жесткий отбор абитуриентов по состоянию здоровья. Таким образом, построение профессионально-образовательного плана выпускников происходит с учетом множества медицинских ограничений; 
9) Неумение разобраться отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.). 
10). Незнание основных действий, операций и их порядка при решении вопроса о выборе профессии, особенностях труда профессионала. 
11) Закрытость детского дома приводит к ограниченному социальному опыту, поэтому перечень знакомых профессий достаточно мал. 
12) Не умение связать тот или иной профиль с конкретными профессиями. 
При выборе профиля или профессиональном самоопределении следует учитывать следующие факторы: 
1. Позиция значимых взрослых (например, воспитателей, директора детского дома, родителей или лиц, их заменяющих):
• взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от детей большей инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего; 
• взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой выбор; 
• взрослые и дети единодушны в выборе профессии, и первые содействуют вторым добрым советом.
Если взрослые стоят на второй позиции, то необходимо помочь ученику бесконфликтно выйти из этой ситуации. 
2. Позиция товарищей. Дружеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Следует помнить о том, что в рамках интернатного учреждения складывается стихийное коллективное образование, которое очень мощно управляет поведением членов. Могут сложиться разные ситуации: 1) за «компанию» пойдешь – неизвестно, полюбится ли профессия, не пришлось бы через год-два бросить учебу; 2) пойдешь «по интересам» – другие почему-то рассматривают как измену. 
Поэтому психологу необходимо убедить воспитанника, что правильным будет всегда решение, которое соответствует интересам личности, а настоящие друзья – не те, кто давит, а те, кто понимает. 
3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей. Учителя, воспитатели, вооруженные знаниями общей, возрастной и педагогической психологии, зная потребности общества в тех или иных специальностях, наблюдая и изучая ученика в течение нескольких лет, могут дать верный совет относительно выбора будущей профессии 
4. Факторы психологического характера: специалисты отмечают, что у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, наблюдаются изменения в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Все это влечет за собой формирование искаженных представлений ребенка о себе. Отмечено также, что отсутствие позитивной родительской среды, в которой закладываются основы формирования гармоничной, физически и психологически здоровой личности ребенка, искажает структуру ролевого взаимодействия между воспитанниками и их педагогами и воспитателями. Общепринятая модель опеки часто оказывается неработающей. Она ограничивает возможности развития самостоятельности, автономности, социальной адаптации у детей-сирот, слабо ориентирует на формирование навыков самопрезентации, умения действовать в конкурентной ситуации. 
5. Факторы социального характера: увязывание профессиональных планов выпускника с возможностями, а иногда и с желанием руководства профессиональных учебных заведений, поэтому в последний момент профессиональные планы ломаются, и ребенок попадает на обучение не по желаемой специальности. Для многих ребят профессиональный план строиться с учетом жизненной ситуации (выбор профессии и учебного заведения под влиянием друзей: «туда идет мой друг (подруга)…», близость учебного заведения к родному дому, к родственникам), наличие-отсутствие общежития при учебном заведении, закрепленного жилья. Такой вариант профессионального выбора возможен, но неподкрепляемый интересом ребенка, он становится вынужденным, и вряд ли позволит в дальнейшем закрепиться на рабочем месте; 
6. Личные профессиональные планы (мысленное представление будущего). Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе личного профессионального места работы: 
• а) главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну, мой идеал жизни и деятельности); 
• б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, чему и где учиться; первое трудовое место после окончания учебы, перспективы повышения мастерства, профессионального роста); 
• в) пути и средства достижения ближайших конкретных целей (изучение профессиональной и справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение); 
• г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей); 
• д) внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности); 
• е) запасные варианты целей и путей, их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Воспитателю важно упредить составление морально несостоятельных планов, например: лишь бы в вуз, туда, где конкурс поменьше, не важно, куда, «туда, где знакомые помогут поступить». 
7. Уровень притязаний на общественное признание. Уровень притязаний – представление человека о том, какое место среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности притязаний на первую ступень профессиональной подготовки.


Обновлено 25.11.2009 02:40  
gimn
film
 

ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ОГЭ

Единый урок

Сетевичок

Группа в VK

Центр Мост


Поиск

Герб школы

ЛОГОТИП

 

Новости регионов

Пути движения транспортных средств и учеников

Ведущее образовательное учреждение России

Дети и интернет

Госуслуги

Телефон доверия

Российское образование

Федеральный портал

Профессия - учитель!

Памятные даты

История России